Бинбанк существенно упростил подготовку отчетности с помощью новой мощной аналитической системы. Теперь можно эффективнее контролировать расходы и мотивировать персонал, а также быстрее интегрировать консолидируемые банки, помогая бизнесу расти.
Бинбанк уходит от разрозненных отчетов и повышает качество данных с тем, чтобы улучшить управленческие решения и общую эффективность. В ходе проекта автоматизации управленческой отчетности на платформе Microsoft SQL Server была построена система под условным названием SMART. Продемонстрировать первые эффекты она смогла уже через 3 мес., а через 9 мес. состоялся ее «боевой» запуск.
В первую очередь новая система должна была решить проблему использования несистематизированных источников данных. Нужна была централизация и унификация — задачи, которые хорошо понимали не только в ИТ, но и в бизнесе, высокую вовлеченность которого обеспечил финансовый блок. В него же входит и реализовавшее проект Управление аналитических технологий, которое возглавляет Владислав Алентьев.
Сегодня на SMART переводится отчетность МСФО, а также планирование, которое пока ведется преимущественно в Excel. Дополнительно реализована задача от маркетинга и розницы по сегментации клиентской базы. Она адаптируется под рыночные изменения и учитывает не только возраст клиента и количество его транзакций в месяц, но и многие другие факторы.
Результативная инфраструктура
Весь комплекс используемых данных в новой аналитической системе составляет около 15 Тбайт. Под несколько десятков OLAP-кубов сегодня используется около 10 вычислительных машин (изначально проект стартовал на двух серверах — SQL и OLAP). Помимо OLAP, отчетность ведется также в Microsoft Excel. В планах — расширение BI-инструментария.
По словам Владислава Алентьева, для ведения справочной информации используется полный спектр SQL-компонентов, MDS — в качестве ключевого из них. Была значительно переработана клиентская часть. Реализована веб-надстройка для создания и просмотра справочников, удобная для конечного пользователя. Для балансировки нагрузки написали свой сервис, который позволяет перенаправлять запросы на менее загруженные серверы и повышать масштабируемость системы.
Кроме того, был запущен самостоятельный модуль управления данными. Здесь проверяется их целостность, ведется мини-документирование и т.д. Единая модель данных строится динамически. Благодаря ей система учета постоянно развивается. Историю этого развития — как, что и когда работало, с учетом возможных конфликтов, задержек или перезапусков — хранит еще одна составляющая SMART — система управления процессами (ВРМ).
Выбор решения был обусловлен большой историей использования продуктов Microsoft в банке (а конкретно с SQL более 10 лет работали участники команды проекта). «Ключевое качество продуктов Microsoft — то, что они хорошо интегрируются и дополняют друг друга. Excel, SQL Server, OLAP, BI — уже де-факто стандарты у аналитиков», — делится Владислав Алентьев.
Быстрый результат
Ключевое и самое ощутимое преимущество системы — скорость получения отчетов. Задача, решение которой раньше могло занимать дни, сейчас выполняется за несколько часов или даже минут благодаря автоматизации части процессов. Параллельно выросло и качество отчетов, которые позволяют бизнесу принимать более обоснованные решения оперативнее.
Также ускорились доработки, на которые ранее могли уходить месяцы. Теперь в SMART они занимают дни или часы, благодаря подходам Agile (гибкой разработки), позволяющим быстро учитывать и внедрять требования бизнеса.
Перейдя на SMART, можно посчитать результаты вплоть до конкретного договора. Дополнительной задачей стала аллокация огромного количества неоперационных расходов — до уровня сделки. Изначально она не входила в проект, однако хорошо спланированная система смогла решить и ее тоже, с незначительными инвестициями в оборудование и без ущерба скорости обработки основных задач.
Важные эффекты
Аналитическая система SMART смогла поддержать активный рост бизнеса, включая интеграционные процессы. Именно система единой отчетности сделала возможной быструю интеграцию санируемых и поглощаемых банков — а таких было более десяти с 2014 г. В среднем процесс объединения отчетности занимал 2–3 мес., после чего можно было создавать отчеты уже по объединенной группе. Благодаря SMART удалось сократить изначально заявленные расходы, снижая себестоимость сделок. Переход поглощаемых банков на новую управленческую платформу позволил оптимизировать персонал финансовых служб.
В случае объединения с МДМ Банком потребовалось больше времени — до 4 месяцев, ввиду значительно больших объемов данных. Здесь появилась еще и потребность в построении единой системы для расчета мотивации фронт-персонала. Ее прототип уже реализован, а в 2017 г. система будет развернута полностью. «Понятная, прозрачная система, мотивирующая персонал увеличить продажи, — один из важных факторов достижения плановых объемов продаж продуктов и услуг банка», — уверен Алексей Фарафонтов, руководитель блока розничного бизнеса Бинбанка. Раньше с момента внедрения продукта до создания мотивации по нему могло пройти полгода. Значит, сотрудники могли быть мало заинтересованы в его продаже, бизнес в итоге мог упустить доход, а через полгода продукт просто оказывался неактуальным. Срок от появления идеи продукта до получения возможности расчета мотивации по нему должен быть минимальным. Для простых продуктов он может составить менее недели, для более сложных — от недели до месяца. Если сравнить продажу одного и того же продукта без мотивации и с мотивацией, разница может оказаться существенной.
«Главный финансовый эффект — быстрая управляемость бизнеса после интеграции. Единая отчетность в принципе позволяет контролировать такую крупную растущую структуру, а управляемость — значимый фактор капитализации», — отмечает Михаил Степанов, руководитель финансового блока Бинбанка.