Когда тысячи людей одновременно хотят посмотреть на самых красивых девушек России, устоит не каждый сервер. Национальный конкурс красоты «Мисс Россия» столкнулся с тем, что сайт Missrussia.ru не справлялся с пиковыми нагрузками. После его переноса на облачную платформу Microsoft Azure была не только решена проблему отказоустойчивости, но и оптимизированы расходы на поддержание ресурса.
Имиджевый проект, не выдерживающий нагрузок
Компания «Русский Стандарт», с 2005 г. являющаяся собственником национального конкурса «Мисс Россия», встала перед необходимостью интеграции не только сторонних отделов и работающих в них сотрудников, но и целого «зоопарка» различных ИТ-решений и систем. Объединять и унифицировать их решили на одной платформе, а за советом обратились в компанию Microsoft, с которой у «Русского Стандарта» налажены давние партнерские отношения. По итогам консультаций было принято решение попробовать сделать основой облачную платформу Azure.
Опробовать новинку решили на сайте «Мисс Россия», который из года в год переезжал с хостинга на хостинг: СМS (система управления сайтом) в тот момент уже не поддерживалась — это затрудняло миграцию и осложняло его работу. Ресурс не справлялся с тем интересом, который проявляли к нему пользователи. Вплоть до того, что периодически переставал отвечать на запросы.
Сайт «Мисс Россия» имеет ярко выраженный пик нагрузки, который совпадает со временем проведения конкурса. Например, в этом году конкурс прошел 15 апреля. При этом сайт неактивно посещался в течение года, но за месяц до финала конкурса и на протяжении 2-3 недель после него, нагрузка поднимается на несколько порядков. Кроме того, во время проведения финала «Мисс Россия» проводятся живые видеотрансляции. Поэтому нагрузка на него становится колоссальной. Пиковые показатели в те полтора часа, в течение которых продолжается трансляция, составляют 10-15 тыс. человек. Суммарно же в течение 6-7 недель до, во время и после церемонии финала «Мисс Россия» ресурсом пользуются более 800 тыс. пользователей.
Оплачиваются только необходимые ресурсы
Партнером внедрения стала компания Byndyusoft. Именно ее специалисты не только помогли перенести сайт конкурса «Мисс Россия» в Azure, но и попутно подправили другие недостатки, например, была оптимизирована загрузка контента. Проведенные нагрузочные тесты показали, что платформа справится с притоком пользователей во время проведения финала.
Что особенно привлекает организаторов — возможность быстро менять процессорную мощность. В течение года ресурсы Azure почти не расходуются и идут по минимальному тарифу. Но в преддверии финала конкурса их количество возрастает. Таким образом, оплачивается только то, что действительно необходимо: основная часть расходов приходится на те 6 недель, в течение которых так важна максимальная отказоустойчивость. Сильная сторона платформы, по мнению организаторов, — это гибкость и скорость, с которой можно вносить изменения.
Помимо этой очевидной экономии есть и скрытая выгода: Azure входил в уже заключенное и оплаченное соглашение с Microsoft, и эти средства принесли ощутимую пользу. Но самый серьезный плюс связан с экономией не столько денег, сколько времени. Другим большим преимуществом оказалось то, что платформа Azure хорошо работает с дистрибутивами открытого кода. Поэтому миграция сайта с Linux-хостинга была проведена без дополнительных сложностей.
Появилась возможность передать поддержку сайта «Мисс Россия» и ряда других интернет-ресурсов, которые перейдут в Azure, от группы системных администраторов в help desk. Организаторы конкурса уверены, что поддержка станет гораздо проще, а потому и прибегать к помощи администраторов придется или в самых крайних случаях, или не придется вообще. При этом системный администратор может сфокусироваться на реализации более интересных и творческих задач.
Организаторы конкурса «Мисс Россия» также задумались об использовании имеющихся в Azure возможностей видеотрансляции. Помимо этого, планируется использование аналитических инструментов платформы. Среди интересующих компанию сводок — сведения о траффике и вовлеченности пользователей. И на этом, и на других проектах, это может дать бизнесу необходимые данные для принятия квалифицированных решений о развитии.
Саму трансляцию финала конкурса «Мисс Россия» платформа выдержала без малейших сбоев и нареканий. Была продемонстрирована стопроцентная доступность ресурсов во время проведения церемонии. При этом порядка 99,7% пользователей загружали сайт меньше чем за 1 сек.
На очереди — еще полтора десятка решений
Если опыт переноса сайта конкурса на платформу Azure окажется удачным, то «Русский Стандарт» в будущем рассмотрит возможность систематизации и переноса в Azure порядка 15 различных решений. Среди них есть решения, использующие как Windows, так и Linux, у них разная степень производительности и разное предназначение: это некоторые системы документооборота, определенные порталы, проекты отдела маркетинга, системы одобрения и процессинга, рассчитанные или на внутреннюю работу, или на внешних клиентов. Например, портал, с помощью которого осуществляется документооборот с 80 дистрибьюторами, находящимися по всему миру.
Одним из ключевых эффектов от внедрения Microsoft Azure в «Русском Стандарте» называют более понятный принцип распределения ответственности, и, как следствие, более эффективную поддержку цифровой трансформации компании.